Юрий Ключников. «Мистический Пушкин».
Слово о поэте на Четвертых уральских рериховских встречах 5 июня 1992 года
ПРОРОК
...
Помолчим минуту, вдумываясь в эти слова. Накануне дня рождения нашего великого поэта оценим красоту его явления и вечного присутствия в нашей жизни.
С развитием русской литературы (и не только литературы, и не только русской) все ярче высвечивается фигура самого, может быть загадочного гения России - Пушкина. Почему загадочного, потому ли, что он писал, как пел?
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой...
Но звукозапись куда более изощренную мы можем встретить у Бальмонта или у автора "шабли во льду с поджаренною булкой".
Глубина мысли? Но таковая больше отличает Достоевского.
Жизнь? Но она ярче и насыщеннее у Толстого.
И тем не менее никто из русских литераторов не вызывает такого всеобщего почитания, почти обожествления, как Пушкин.
Даже мало кого уважавший из собратьев по перу, заносчивый Маяковский, пытавшийся снисходительно похлопать по плечу бронзового Пушкина на Тверском бульваре, даже он не удержался от восхищения цитируя мастерские строки из "Онегина":
Я знаю, век уж мой измерен
Но чтоб продлилась жизнь моя
Я утром должен быть уверен
Что с вами днем увижусь я.
Так в чем же тайна пушкинского магнита?
Мне думается, в светоносном зерне гармонии, которым светилась дышала натура поэта и все, что он делал. Он назвал Моцарта сыном гармонии, но то же самое он мог бы сказать о себе.
Кто заронил в него это сияющее зерно?
Семья поэта и ее окружение были, конечно, весьма интеллигентными, (сообразительными - В.М.Л.) но никто из родственников и окружающих Пушкина людей не отважился бы на включение в духовную родословную поэта. Да и сам он не стал прямым духовным отцом для последующих литераторов, очень уж особняком съехал поэт с квартиры на Мойке на Святые горы, а затем на Тверской бульвар.
Мало прольют света на сущность пушкинского гения и разного рода генетические теории. Ну, кто поверит, чтобы столь гармоничный (согласованный со Вселенной - В.М.Л.) человек мог появиться в результате мутационного генетического взрыва? Остается Провидение. Но ведь не укладывается в голове, что этот в высшей степени свободный, даже своевольный человек мог ходить на поводке Провидения.
(«Но провидение не алгебра. Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая - мощного, мгновенного орудия провидения». (Пушкин. <О втором томе "Истории русского народа"> Полевого. Здесь автор никак не понимает, что «провидение» - это предположение или предвидение лично его. И как он мог отказаться от своего свойства предвидения? - В.М.Л.)
Оставим Провидение в покое. Пушкина мог создать, и создал конечно, сам Пушкин, точнее та бессмертная индивидуальность, которая жила в поэте...
Нет нужды описывать, в каких воплощениях будущий Пушкин воспитал в себе талант ученого, наработки семьянина, дар писателя. Остановимся на таком отрезке его жизни, как, скажем, монаха среди учеников Сергия Радонежского. Конечно, это был один из самых светлых и способных отроков. Пройдя школу духовного совершенствования под руководством величайшего Учителя России, взрастив в себе качество (?) космической эволюции, он приготовил себя к переходу на новый уровень космического бытия. И тогда он сам пожелал совершить последний акт земного служения в качестве великого поэта и культурного патриарха России. Космические водители Земли благословили его на этом пути и обещали свое содействие. Так в 1799 году в России родился Пушкин.
С подобной схемой согласятся, конечно, не все, и потому что сама идея реинкарнаций не вполне утвердилась в сознании людей, и потому что схема излишне детализирована. Но это для образности. Реинкарнации могли быть другими, в других странах, соединять воспитание ряда качеств за одно воплощение и т.д.
(С реинкарнаций я согласен. Мы, действительно, вечноживущие особи во Вселенной. Но, на мой взгляд, Пророки Земли разных народов - это одна сущность, приходящая в мир каждые 628 лет в тот народ, который становится ведущим в мире на те же 628 лет. Они несут разным народам одинаковые знания о Кольцевой науке, но плоды каждого народа различны в зависимости и от расы, и от вида народа (мужского или женского) и пр. - В.М.Л.)
Главная мысль наша состоит в том, что Пушкинский гений подготовлен многими отрезками земной жизни и многими предшествующими трудами избранной индивидуальности. Индивидуальность потому-то и выбрана Богом как приемник Его священного дара, что право это добыто огромными усилиями; в любом другом случае можно говорить не о священном даре, но о случайной подачке, что несовместимо с нашими понятиями о Боге. Когда религиозный подвижник удостаивается божественного видения - это всегда результат напряженной духовной работы многих лет. Пушкинский случай особый - нет аскетических подвигов, нет концентрации на Иисусовой молитве - все это пройдено в прошлых жизнях, а эта уже в средине осенена видением Архангела. Именно так понимаю я Встречу, которой удостоился поэт и которую он описал в стихотворении "Пророк". Многие комментаторы Пушкина поясняют, что в основу стихотворения легли отдельные мотивы VI главы книги пророка Исайи, хотя автор "далеко уходит от библейского сюжета". С гораздо большим основанием можно считать, что Пушкин в своем духовном опыте "далеко ушел" от рядового сознания и видел то, что видели некоторые христианские старцы или что озарило Арджуну в "Бхагаватгите" - вселенский облик Кришны. В пользу такого прочтения "Пророка" говорит поразительная точность в описании огненной встречи, одновременное всеохватное видение бытия, факт "как труп в пустыне я лежал".
Пережившие такие озарения подвижники теряли сознание, седели.
...
Но нигде пушкинское волшебство преображения матери не проявилось так ярко, как в стихах о женщине. И первое, что приходит на ум, "Я помню чудное мгновенье", - может быть, самый драгоценный камень в ожерелье мировой любовной лирики. Столь высоко поднял женщину лишь Блок в "Незнакомке". Но то, что прошло перед Александром Блоком астральным видением, то Пушкин разглядел в земной женщине в Анне Петровне Керн. С тех пор образ этой женщины, преображенной лирой русского Орфея, - как молитва, как духовный порыв, как благословенные розовые очки, через которые смотрит каждый здоровый мужчина на любимую им женщину.
(автор не знал от хранителя научной рукописи Пушкина Рыбкина И.М. о Кольцевой пушкинской науке. А произведение это состоит из 6 частей, и отражает образно 6 кругов Истории России по 64 недели с 1606 года по 2077 г. (392 года). Но о какой женщине он не писал в нем. Это "Пушкинский дом" придумал - В.М.Л.)
Хотя... хотя очевидцы говорят, что Пушкин не щадил женщин к которым его чувство угасало. Лишь одна из них не знала охлажденных чувств поэта, лишь к одной эти чувства постоянно росли. Это была жена - наименее интересный объект для большинства сочинителей.
Пушкин, как природа, одновременно изменчив и постоянен. Он больше, чем поэт, больше, чем мудрец, и основоположник чего-то. Он - часть журчаний наших ручьев, шума листвы, синевы неба. Потому в эпоху искусственности всего, творимого человеком, мы припадаем к пушкинскому роднику, чтобы не захлебнуться в зловонных стоках конвульсирующей цивилизации.
(Очень близко к пониманию Пушкина. Да, он, как Пророк и Учитель, основоположник нового Учения Русского народа, отражающего Законы Вселенной о кольцевом волновом движении Природы и Общества. Именно по этим законам и писал свои произведения Пушкин. - В.М.Л.)
Да, мы собрались здесь не только ради возвышенных словопрений в честь нашего великого поэта. Мы хотим выжить. А выжить - значит попытаться вписаться в планы Всевышнего, попытаться услышать Голос Его, послужить Ему. Такое служение не может быть угрюмым, фанатичным и злобным. Посмотрите, как много нетерпимости в политике. Но ведь то же самое сплошь да рядом присутствует в течениях, считающих себя духовными. Ладно, если бы речь шла о старых религиях, перегруженных многовековым багажом догматизма, а то ведь самые новейшие облеплены маленькими грамотеями, которые щедро разбрасывают определения, кто темный, а кто светлый. А вольнодумец Пушкин писал: "Да, брат мой от меня не примет осужденья". («Отец людей, Отец небесный» Пушкина - В.М.Л.)
Вот почему-то и видится мне в Александре Сергеевиче последний истинный язычник (языки -народы, а Пушкин язычник как русский пророк, знающий язык Науки - В.М.Л.) или первый русский агни-йог хотя останется он прежде всего замечательным примером православного христианина.
...
О Пушкине написано сотни томов, защищены тысячи диссертаций. Все вроде бы до косточек разобрано в этой сияющей жизни. Но белые пятна есть, например, вопрос о масонстве Пушкина. Поэт был масоном. Как Моцарт, Гете. Но чем он занимался в своей масонской ложе, об этом не знает никто. Существует мнение, что декабристы, многие из которых тоже были масонами, не посвящали поэта в свои планы. По одной версии потому, что оберегали гения, по другой - потому что боялись, дескать откровенный Пушкин где-нибудь проболтается и выдаст заговорщиков.
(Пушкин занимался на юге изучением настроения руководящего состава военных и «масонов» и составлял о них своё мнение. «Масоны», видимо, с опозданием осознали следствие «ссылки» стихотворца на юг. Но потом связали разгон лож с его вхождением в «масоны». Ведь созданная для втягивания Пушкина в «масонство» ложа «Овидий», в которую приняли Пушкина 4.5.1821 г., так и не открылась.
Вступив в «масонскую» ложу «Овидий», Пушкин, жертвуя собой (ему впоследствии ставили в вину — «мило искажали» — его «масонство»), добьётся запрещения её («наказания порока») ровно через 32 недели 20.12.1821 г. от дня поступления в неё. И это Александр Сергеевич отразил в строках, отстоящих от вышеприведённых на 32х7 дней=224 строки. Проверьте.
А ещё через 32 недели — 1.8.1822 г. — указом царя было запрещено «масонство» повсеместно в России!!! Вот пример исполнения Законов Вселенной и подтверждение того, что именно Александр Сергеевич повлиял на закрытие всех «масонских» лож в России. Так был ли в таком случае Александр Сергеевич «масоном»? Отчего ныне существует ложа вольных каменщиков «Александр Пушкин»? Вечно работающий творческий ум Пушкина раньше многих его современников понял ложность «масонства» и вольтерьянства. Пушкин никогда не увлекался «масонством» (будучи в единственном числе высшим посвящённым в вечные знания, как истинный вольный строитель новой Руси), так как знал суть «масонства» — и скрытно от всех боролся с ним. Среди живших на юге «масонов» и заговорщиков Александр Сергеевич так и не нашёл по-настоящему ни единомышленника, ни друга.
Как и все мудрецы, он оставался одиноким и шёл своим особенным, неповторимым, единственно правильным путём.- В.М.Л.)
Но откровенность в Пушкине знала границы, недаром он был сыном гармонии. Не выдал ни декабристов, ни одним словом не обмолвился и о собственных масонских занятиях, эту тайну он унес в могилу. Потому-то патриоты тщатся соскоблить с Пушкина масонское клеймо, "демократы" породнить его чуть ли не с Бнай Бритом, а "центристы" - доказать, что масонство было недолгим ребяческим увлечением поэта. Может быть, правы последние. Но сам Пушкин об этом молчит.
(Именно Пушкин и сообщил в Коллегию МИДа, где он служил контрразведчиком. А там уже сработала цепочка - и ложи все закрыли. - В.М.Л.)
...
(Автор не знает, что Донжуанский список 34 женских имен Пушкина отражает 34 недели 1829 г. (от времени взятия подорожной в феврале 1829 до сентября, когда он вернулся с юга). Тогда он ездил на юг с заездом в Новочеркасск, чтобы научную рукопись передать наказному атаману Войска Донского Кутейникову Д.Е. на 150-летнее хранение. - В.М.Л.)
...
Мне приходилось говорить о Пушкине с просвещенными иностранцами.
Они его знают и ценят больше с нашей наслышки, в глубине души предпочитая Гоголя, Толстого и Достоевского. Это понятно. Пушкин непереводим. В переводе он теряет ритм, мелодию и то нечто, что ведет диалог с тончайшими, неизученными структурами нашей психосферы.
(они не знают, что Пушкин писал по кругу и зеркалу – потому и не перводили. Скоро станут переводить, как у нас будет принята властью и научным миром эта Кольцевая пушкинская наука - В.М.Л.) .
...
Это и о нас сегодняшних. О каждом из нас. Ведь слепое распятие России не закончилось. А воскресение и вознесение начинается лишь тогда, когда человек идет на крест сознательно. Мы все еще колеблем треножники не только святынь, но и треножник государственности. Для нас тусовка одной и той же колоды карт стала прообразом человеческого взаимодействия - но шестерки не становятся королями, в какой бы парик они не нарядились. И вновь и вновь поднимается бич страданий, гонит ряженых в темницу или на плаху. И вертится без остановки знаменитое колесо Будды - колесо сансары, в каждой спице которого - истина страданья. Но время от времени рождаются люди, осознающие, что жить - значит мыслить и страдать. Страдание не является для них целью, о нет!
Осмысление страдания - вот единственный выход из-под власти этого проклятья. Среди них христианин Пушкин.
...
(беда началась с 1979 г., когда Россия при общественном строе (длящемся 314 лет с 1920 г.) начался 39-летний круг частных настроений. Вот на этой волне и появились коммунисты-предатели, ожидовленные и тупые. Горбачев пришел и ушел, выполнив свою миссию «дракона с 7-ю головами (как 7-й глава государства), описанную в "Откровении Иоанна Богослова". Но жидовское иго по пророчеству Авеля продлится до 2018 г., когда одновременно закончится и частный 39-летний круг - В.М.Л.)
...
Пушкин никогда не жаловался на судьбу. Как настоящий мужчина и истинный философ...
Душа-человек был еще и порядочным задирой.
Пушкину подражать невозможно. Можно быть толстовцем, марксистом ницшеанцем, на худой конец, гитлеровцем. Но пушкинистом - только в однозначно-академическом смысле. С какой бы стороны мы ни смотрели на поэта, он явление штучное. (исключительное и единственное - В.М.Л.)
В качестве литератора, уже говорилось, он не оставил школы. Можно говорить о влиянии Блока, Мандельштама, Твардовского на творчество того или иного стихотворца. У Пушкина нет продолжателей. И в то же время вся русская поэзия развивается и еще долго будет развиваться под пушкинским солнцем. Он писал стихи, до которых, по способу думанья и чувствования, не дорос ни один поэт. Например, "Я вас любил, любовь еще, быть может...". Или "Не дорого ценю я громкие права...". В этом последнем стихотворении есть такие строчки:
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспаривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать.
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура...
Но это почти святотатство! Не заботиться о мире во всем мире, не ругать цензуры, от которой изнывало столько поэтов и непоэтов! Сегодня в печати то и дело появляются сочинения, помеченные 50-ми, 60-ми, или 70-ми годами. Раньше не могли быть опубликованы по цензурным соображениям. А Пушкин не печатал свои лучшие стихи по собственной воле. Потому что это были стихи, которые, подобно "Из Пиндемонти" принадлежали ХХ и ХХI векам. "Ты сам свой высший суд". Строки часто повторяют, но кто ими живет?
Позднего Пушкина часто не понимали даже самые близкие и тонкие друзья. Человек типа Байрона предался бы по данному поводу скромным раздумьям и с гордым презрением озирал бы недостойную толпу. А Пушкин смотрел на друзей, хотя и умных, но обыкновенных людей, своими прекрасными, всепонимающими голубыми глазами и говорил:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
...
Разве за густой ночью не следует ослепительный рассвет? И не перед заутренней ли больше всего беснуются бесы? Посмотрим на них со всевмещающей улыбкой Пушкина - пусть потешатся, все равно скоро сгинут. Нам бы не сгинуть вместе с ними. Мы порой так часто ругаем что не замечаем, как сами срослись вместе с ними. А Пушкин замечал.
Напрасно я бегу к сионским высотам
Грех алчный гонится за мною по пятам.
Этим грехом было не только женолюбие, но леность, растрата себя по пустякам, раздражительность - мало ли какие бесенята не торчали из-под фалд пушкинского фрака. Важно то, что прекрасное дитя человеческое сам себя не считал таковым. Многие стихи 1836 года - покаянная сюита, настойчивое возвращение к евангельской теме. Пушкин не однажды рисковал жизнью и смерти, как таковой, не боялся. Но страшился посмертного суда и адских мучений - тоже. Исследователи говорят, что чувство раскаяния, мысль о том, куда пойдет душа после смерти, стали главными заботами 37-летнего Пушкина. Однажды во сне явился ему старец и спросил: "Тебя гнетет вопрос, заслужил ли ты Царствие Небесное?". "Да", - ответил Пушкин. "Так вот отвечаю тебе - заслужил". После этого видения поэт якобы стал спокойнее.
Конечно, царствие Божие не покупается. Даже блестящими заслугами Служения. Можно выполнить в полной мере свой земной долг и намотать на карму личной ненавистью, личной завистью или другими отрицательными качествами крупный долг. Но Пушкин в последние годы и дни шел стремительно еще и по дороге раскаяния. Нет на этот счет громких заявлений. Есть дела.
Отчаянный ловелас, он стал образцовым семьянином, атеист и вольнодумец пришел к выводу, что атеизм - состояние, противное человеческой природе. Есть такая дневниковая запись на французском языке.
Погиб поэт, невольник чести.
Пал оклеветанный молвой
С свинцом в груди и жаждой мести
Поникнув гордой головой.
В этих стихах Лермонтова о Пушкине все правда, кроме жажды мести.
Не было такой жажды у отходящего в мир иной поэта. Когда Данзас пришел проститься с умирающим другом, он спросил, какие распоряжения будут относительно Дантеса. Можно не сомневаться - дай Пушкин хотя бы малый знак, друзья поэта "достали" бы француза, где угодно, в России или за границей. Его бы вызвали на дуэль и убили. Но Пушкин категорически запретил мстить...
Справедливо сказать, что своей жизнью Дантес обязан Пушкину. Но по-своему справедлив был и Дантес. Нет ни малейшей тени на царе который сделал все, чтобы предотвратить дуэль. Все эти многолетние сплетни о заговорщике-монархе, о трусливом французе, явившемся на поединок в бронежилете и сделавшем преждевременный выстрел - все это унижает ослепительный пушкинский финал. Развязка произошла по всем правилам тогдашнего понимания чести. Дантес поднял руку на гения прежде всего по причине ужасных оскорблений, выраженных по его адресу и по адресу его приемного отца в известном письме Пушкина Геккерену.
По всем законам божественного воздаяния Дантес должен был понести наказание за грех отнятия жизни у божественного посланника. Но и здесь мы имеем дело с парадоксом. Изгнанный из России молодой шуан отлично устроился на родине, став сенатором и пэром Франции. Он даже хвастался: не будь дуэли, не было бы такого счастливого поворота в его судьбе. Но все это видимая часть кончины Пушкина. А невидимая мистическая (сегодня это можно утверждать с полным правом) заключается в том, что Пушкин полностью выполнил свое земное предназначение.
Оставалось завершить его блистательной точкой. И дуэль за честь женщины, за свою собственную честь стала прекрасным завершением уникальной жизненной драмы великого поэта. Если бы смертной точкой стала болезнь или несчастный случай (гадалка Киркгоф предсказала такой возможный вариант), вряд ли бы образ Пушкина нам запомнился ярче.
А доживи Пушкин до восьмидесяти? Ведь ему еще в молодости было сказано: "Если в тридцать семь не умрешь от руки белокурого человека или от белой лошади, доживешь до глубокой старости". Гадание - дело неблагодарное, но все-таки с большой степенью вероятности можно предположить, что пройдя четко наметившуюся покаянную полосу жизни Пушкин скорее всего сделался бы старцем-праведником. Но появись на Руси еще один святой праведник, страна бы потеряла удивительное явление праведника грешного.
Божественная "запрограммированность" феномена Пушкина, если употребить по отношению к нему такую хилую метафору, для меня несомненна, так же как и его современника Серафима Саровского. Две великих души по велению Высших Сил и по собственной воле воплотились в России накануне ее великих испытаний и перепутий. Одной душе был назначен религиозный путь, другой - светский. Два примера, две ипостаси единого Служения. Кто послужил лучше, нам ли судить?
Но судят. В свое время попалась мне небольшая книжечка архимандрита Иоанна, вышедшая в Берлине в 1922 году под названием "О религиозности Пушкина". Посетовав на то, что поэт почти не ходил на причастие и на исповедь, что он посмеивался над попами, сравнивал жену с Богородицей, помянув другие грехи Пушкина, архимандрит поставил ему в пример Достоевского. И высказал такую мысль: окажись Пушкин на Сенатской площади во время известных событий, судьба его могла сложиться по образцу судьбы автора "Братьев Карамазовых". Сибирь покаяние, воцерковленность... Но сам Достоевский склонялся в почти религиозном поклоне перед автором баллады "Жил на свете рыцарь бедный".
Итак, религиозен ли Пушкин? В высшей степени. И не только Пушкин последних лет жизни, но и юный, заблуждавшийся, друживший со всеми богами языческого пантеона.
(Религия - удел неразумных и униженных, а Пушкин был свободным Сыном Бога, исполнял его указания, а не попов: «И Бога глас ко мне воззвал: Восстань Пророк – и виждь и внемли, исполнись волею моей…» И потому Пушкин – ученый, основоположник нового Русского учения. - В.М.Л.)
Такая религиозность куда трудней воцерковленной, монашеской, ибо последняя защищена высокими заборами традиций и чина, а здесь человек обдут всеми ветрами искушений и свободы. И распятие в конце пути - обычный удел религиозности подобного рода.
Пушкин умер как истинный христианин... А жил как молодой Кришна.
Тот играл на свирели, этот на лире. Тот имел оттенок кожи синеватый этот - темноватый. Там гарем пастушек, здесь - светских красавиц. Мы часто кланяемся в своей приверженности Богу живому. Осмелюсь утверждать: это и был Бог живой. Лучшая из тварей Отца Небесного.
...
Говорят, в Таганроге нашли тетрадь его, завещанную распечатать в конце 20-го столетия. Там будто бы расписана русская история ХХ и ХХI веков, на манер Нострадамуса. Откуда еще и такой провидческий дар?
(В Таганроге жил хранитель научной рукописи Пушкина Рыбкин И.М. – он рассказывал и писал о Законах Вселенной о кольцевом волновом движении Природы и Общества. Это универсальные знания для всех случаев жизни. Пушкин –Русский Пророк! - В.М.Л.)
Можно ли к Пушкину обращаться молитвенно, как к замечательным святым старцам? И можно ли получить ответный Луч?
(Если искренно, а не для проверки, то Пушкин, как и Бог вам ответит! А можно просто думать и вам будут приходить от них разумные мысли. - В.М.Л.)
Среди ликов наших канонизированных святых не видится ли в будущем арапский профиль (Русского пророка) в золотом ободке? Конечно, маловероятно, чтобы формальный акт канонизации состоялся в ближайшее время. Но какой бы это был прорыв церкви к живому восприятию Бога! "Наше духовенство... достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма и конечно, никогда не вызвало бы реформации (читай - демократических реформ - Ю.К.) в тот момент, когда человечество больше всего нуждается в единстве. Согласен, что нынешнее духовенство отстало. Хотите знать причину? Оно носит бороду, вот и все. Оно не принадлежит к хорошему обществу". Это из письма Чаадаеву 1836 г. Все верно и для нашего времени. С той разницей, что лучшие представители православного клира "подровняли бороду" под самые высокие требования светской культуры. Но убереглись от "хорошего общества". И дай Бог, последнему реально подтянуться к первым. Нет России без ее великих монахов. Нет России без ее великих мирян. То и другое вместе - Пушкин.
Стоит среди нашего взбаламученного житейского моря, среди анафем зубоскальств, соловейразбойничьего посвиста Отечеству одинокая задумчивая фигура.
Стоит она среди политических, экономических, "культурных" нечистот нетронутая ими, - фигура ясноглазого, смешливого остроязыкого человека, своего всюду: во Франции, Германии, Англии Китае; стоит и говорит: "и угораздил меня черт родиться в России!" но, клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков такой, какой Бог ее дал".
Стоит человек многоцветно-прекрасный (с этим согласны все), но шибко уж неудобно-широкий, так что каждому хочется обузить его под свой уровень. Попытаемся же сделать невозможное - вместить хотя бы часть его всевместимости, а значит, вырваться из состояния черни к состоянию Человека, способного внимать "арфе Серафима". Человека который может стать когда-нибудь Богом.
Да святится имя твое, Александр Сергеевич!
В тягостном душевном запустенье
Только прикоснусь к его строке -
И потонут все ночные тени
В этой вечно утренней реке.
Перед тем, как кануть в океане
Величав реки прощальный бег.
Тайной никакой не затуманен
Ясноглазый рыжий человек.
Что гаданья? Все гаданья - мимо.
Он ведь сам успел нам дать понять:
Быть поэтом - значит Серафима
Огненную волю исполнять.
И свечой горя в тумане тусклом
Пробиваясь ландышем в пыли
Каждой жилкой биться вместе с пульсом
Русским пульсом Матери-Земли.
И арапцыганской кровью не погребав
У святош и хамов не в чести
Вечный зов, чужого черни, Неба
Как завет Отцовский пронести.
|