ЛИК ПУШКИНА
А. КАРТАШЕВ
Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет!
Тютчев
Ф.И. о Пушкине А.С.
Художник-варвар кистью сонной Картину гения чернит И свой рисунок беззаконный Над ней бессмысленно чертит. Но краски чуждые, с летами, Созданье гения пред нами Выходит с прежней красотой. И возникают в ней виденья Первоначальных, чистых дней.
Творится всякий раз что-то необычайное, как
только русские соприкасаются с Пушкиным. Пушкинские юбилеи приводят в
движение весь русский мир. А сейчас это начало передаваться и всему
чужестранному миру. Обычное юбилейное
торжество вдруг переходит в какую-то духовную раскачку, переливающуюся через
края всякой официальности. Умы пробуждаются, сердца окрыляются. Говорятся слова
чрезвычайные. Случается что-то само по себе достопамятное, что прирастает к
памяти Пушкина и ее все более и более увеличивает. Например, речь Достоевского. Души бодреют, молодеют, вдохновляются
новыми надеждами, чуют откровение какого-то радостного смысла жизни. Все, не
сговариваясь, на разные лады повторяют, очарованные: "чудо! чудо!",
"тайна!"
Да, не подлежит никакому сомнению,
Пушкин для русского сердца есть чудесная тайна, теперь уже приоткрытая и
угаданная //это правда, смотрите,
например, раздел о
Пушкине//. Может быть, откроется
со временем и всему миру И дело тут
не в литературе только. Литературу
только - мир умеет ценить довольно точно. А Пушкина иностранцы схватить не
могут, и лишь очень немногие из них способны почувствовать в нем что-то
необычное //английский
– ущербный язык//.
Конечно, Пушкин величайший поэт, мастер
универсальнейшего из искусств - искусства слова. Владеющие этим искусством в
древности прямо признавались вещателями Божьей воли, а в новейшие безверные
времена заняли место как бы светского евангелия.
Конечно, Пушкин чародей родного языка,
закончивший его чеканку, как языка совершенного, мирового. Говорить по-русски -
теперь значит говорить на пушкинском языке.
Конечно, Пушкин отец, глава и классический образец
всей новейшей живой, читаемой, а не ископаемой, русской литературы. Уже
личные друзья Пушкина увидели в нем "солнце русской литературы".
Вещий Гоголь, с его наклонностью к
гиперболе, потрясавшийся гением Пушкина, считавший себя как бы порождением его
в своих творческих замыслах, сказал нам нечто большее. Он еще при жизни Пушкина
разгадал тайну его личности. Уже в
1832 г Гоголь провозгласил: "Пушкин
есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа:
это русский человек в его развитии, в каком он может быть явится через 200 лет".
Этим своим пророческим выкриком Гоголь
сдвинул обсуждение Пушкина с рельс только литературы и приковал русское
внимание к самому
лицу Пушкина, почуяв в нем что-то сверхличное, назвав его
"явлением", событием во всей истории русского народа, чреватым в
далеком будущем великими последствиями. Гоголь даже не удержался выговорить
вслух свое ощущение, что явление-то Пушкина, при всей его феноменальности, едва
ли и не единственное! И в самом деле, кроме неповторимости вообще всего
прошедшего, если это был золотой век нашей литературы, то он символически и
единственный раз навсегда. Гоголь
этим актом провозглашения Пушкина не писателем только, а русским
"явлением" снял его портрет со стен галереи литературы и поместил в
Пантеон великих людей России вообще. И еще более: Гоголь в некоем священном безумии дерзнул как бы канонизовать Пушкина
еще при жизни. Так теургически страшно бывает превращение чтимого лица, о
котором накануне еще поют панихиду, а назавтра ему уже служат молебен.
Пушкин, действительно, вырос в русском
сознании в несравнимую величественную гору, сам стал русским Олимпом. В Пушкине открылся величественный лик самой России. "Пушкин наше
все"... - рассуждает в 1859 г. Аполлон Григорьев -
"Пушкин - пока единственный полный очерк нашей народной личности".
В 1880 г. Достоевский подхватывает
определение Гоголя о Пушкине, как явлении чрезвычайном и заостряет его
еще тончайшим эпитетом: "и -
пророческое!" "Пророческое", очевидно, в
смысле указания на судьбы России и русского народа и через
самое лицо Пушкина, а не только чрез его творчество. Вернее - через все
это вместе, но с ударением на лице.
Сам Пушкин велик, а потому велико и его
слово. Вот в чем - "тайна и чудо". У великих людей важно не только
то, "что" они говорят, но и "как". Они говорят "со
властию", а не как прочие "книжники". Их огромная душа рождает
слова потрясающие, грому подобные, чарующие, покоряющие,
"несказанные" для людей обыкновенных. Величие великих людей дает себя
знать в их слове воочию и, так сказать, наощупь. Стоит, например, перелистать
письма и резолюции Петра Великого, чтобы испытать почти физическое давление его
ума и характера. Нечто подобное излучается из строк Митроп. Филарета. Под
словами великих буквально шевелится и передает вам свой шок их могучая душа:
Душа в заветной
лире
Мой прах
переживет и тленья убежит.
"Самый
умный человек в России", - сказал о Пушкине Николай Павлович, не без
страха перед его умом взявший его под свою цензуру. //Это
правда, подробнее//
И вот, когда этот умнейший и
сверходаренный сын России отразил в своем волхвующем слове русскую жизнь -
природу, историю, душу, и жизнь всемирную,
произошло нечто сверхлитературное,
свершилось некое событие, неложное достижение в истории русской культуры.
Она взошла на некую общечеловеческую
высоту, достигла классического равноправия, стала всемирной. Россия увидела свое прекрасное,
идеальное величие в зеркале Пушкина. И признала, что сверхчеловеческое слово Пушкина есть ее слово о себе
самой. Русское великодержавное и мировое
культурное самосознание и призвание скристаллизовались. Начиная
от Пушкина, мы не иначе можем мыслить себя, как только великой мировой нацией.
Потому и сказал про Пушкина Тютчев:
Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет!
Разве можно России забыть самое себя?!
Пушкин таинственно стал alter ego России, - ее
другим "я". Россия стала
неотделима от Пушкина, а он от нее. Лицо и сердце России стали "пушкинскими", ибо тайна
"явления" Пушкина и заключена в том, что великий Пушкин есть личное
воплощение величия души России. Велик
он, ибо он рожден великим народом. И народ, возглавляемый столь великим, обязан
быть его достойным.
Жалкие кретины материализма, оседлав временный
"русский бунт, бессмысленный и беспощадный", бессильно попытались
было разорвать эту роковую для них связь, но переменили тактику и должны были
преклониться пред непобедимостью Пушкина. Теперь они временно тешат себя
бездарным и лживым размалевыванием его по подобию своего духовного безобразия.
Безнадежный труд!
Художник -
варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
*
Но
краски чуждые, с летами,
Спадают
ветхой чешуей.
Созданье
гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
Нельзя ни подделать Пушкина, ни обмануть
сердца народного. Пушкин говорит сам за себя. И как ни "сер", по
поговорке, "русский мужик, но ум-то у него не волк съел". Фальшивомонетчики народного просвещения
на коммунистической мякине его не проведут. В Пушкине одурманиваемый народ
найдет самого себя. Сердце сердцу весть подает. И как за зиму окоченевшая земля отходит под вешними лучами, так под
пушкинским солнышком и сейчас творится исправление падавшей и заблуждавшейся
души народной:
Так исчезают заблуждень
С измученной души моей,
И возникают в ней видень
Первоначальных чистых дней.
Не в первый раз
уже наша страна "рабским игом клеймена", и вновь становилась
свободной.
Неволя заставит пройти
через грязь, -
Купаться в ней свиньи лишь
могут.
Душа национальная едина у обеих
разделенных частей России - зарубежной и подъяремной. Оне -сообщающиеся сосуды.
А мы видим, что творится с нами в эти пушкинские дни. Мы вновь ощущаем, как живую аксиому, что Россия накануне воскресения
под знаком Пушкина; что она или вновь станет пушкинской Россией, или ее вовсе
не будет. Коммунистическая маска
уже отстает от ее родного лица, как накладная "ветхая чешуя". А
"он" - прекрасный царевич - "верный жених души народной"
ждет с распростертыми объятиями, что вот-вот расколдуются демонские чары и
спадут с лица невесты исказившие ее человеческую красоту низшие, звериные черты.
Тут мы касаемся
новой грани в сложной тайне лица Пушкина. Надо признаться, что образ жениха и
невесты мы привели не для риторики, а для буквального определения именно брачной
любви национальной русской души к Пушкину как к ее
несравненному избраннику. И это не в какой-то собирательной отвлеченности, а в
живой, частной психологии каждого из нас. Поскольку
мы подлинно русские - среди нас нет не любящих Пушкина. Русскому такая любовь
врождена, впитана с материнским молоком нашего "пушкинского языка".
Писаревщина
-одно из извращений революционного хамства. А прямое похуление Пушкина было бы
иудинством, изменой отечеству, да и просто немыслимым преступлением.
Наоборот, в русской природе вещей
существуют только разные степени температуры любви к Пушкину и именно
к живому
лицу Пушкина.
Много великих людей и писателей в земле
русской, но пока явился один только Пушкинизм, а не возникло того же около
имени Ломоносова, ни Суворова, ни Толстого. И это не одно только подражание
Шекспирианству и Гетеанству, а стихийное увлечение, исключающее всякую мысль о
конкуренции. И если пушкинисты - "спецы" сосредоточиваются на тексте
и генезисе писаний поэта (в этом деле им и книги в руки) //современные пушкинисты скорее водят народы от Пушкина, очерняют его//,
то все мы - русские, профаны в искусстве и литературе, мы все поголовно тоже
пушкинисты, так сказать, пассивны //Предлагаем
не смешиваться с потерявшими стыд и совесть пушкинистами не смешиваться, а вступать
в ряды пушкинцев//. Наша
всеобщая пассия - биография Пушкина. Его лицо, его быт, его среда, его время -
весь воздух, которым он дышал, влекут нас к себе с неизъяснимой безоглядностью,
с какой-то врожденной нам естественностью. Именно врожденной, потому что в
пушкинской биографии мы погружаемся как бы в свое собственное, личное,
объидеализированное, как "утро дней", прекрасное, как потерянный рай,
невозвратимое прошлое. Это грезы русской Психеи о своем единственном суженом.
Если при чтении "Детства, отрочества и юности" Л. Толстого и повестей
Тургенева многие из нас переживали подобное же "самовнушение", будто
речь идет о нас самих, то это на той же основе сродства души писателей с душой
народной, но в степени несравнимо меньшей, ибо нет того повелительного влечения
именно к лицу писателя. Никакой археологический культ писательских реликвий
не волнует нас так, как пушкинская реликвия. Русские сердца прямо физически
ноют от приближения к ним, от одних дум о них. Это -брачная тайна, тайна
единственности любви.
Разве в эти
дни, вновь перечитывая свидетельства участников последних страдальческих дней
Пушкина, разве мы не возвышались в сострадании ему до высот
"страстных" переживаний, при виде и невинного страдальца и вместе
великодушно кающегося благоразумного разбойника, спасающегося "о едином
часе"? Чья смерть, чья кончина из
русских великих людей так же несравнимо жгуче, садняще записалась на скрижалях
русского сердца, плотяных? Ничья. Это - последствие "явления чрезвычайного
и, может быть, единственного". Это
инстинктивное соборное избранничество национальной души своего вождя и пророка
//да! У
каждого Народа - свои Пророки, но из одного Источника! С 1920 г. - эпоха
Пророка Пушкина //. Своего
рода светская, мирская, канонизация снизу, чрез "глас народа", как
творятся и всякие подлинные канонизации. Официальное признание сверху лишь
запечатлевает сложившийся факт.
В
календарях культуры всех народов есть такие избранные излюбленные лики, которыми
любуется и утешается народная душа, своего рода светские святые. Как есть
подобного рода исключительно ценимые и произведения национальной литературы.
Иногда это совпадает с лицами авторов, иногда нет. Тут нет права и закона. Тут
"благодать любви". Ее нельзя изъяснить, мотивировать до конца; можно
лишь отчасти и приблизительно. Это - "священные писания" народов и
герои национальных "священных историй". Разве в силах
кто-нибудь развенчать потрясающую трогательность истории Авраама, Иосифа, Руфи,
Давида, Илии? Кто посягнет на умаление трагической смерти Сократа, чудесности
Александра Македонского, священности любви Данте к Беатриче, благородства
Вильгельма Телля, феноменальности Наполеона? Их не вырвать из памяти
наций. Это образы из светской библии народов. Их биографии, большей частью
окутанные мифами, воспринимаются национальными сердцами как "жития",
умиляющие и возвышающие дух. Также "житийно" влечет нас и приковывает
к себе и ослепительный образ Пушкина. Так было и так будет со всяким русским из
простого народа, кто из мира Четиих-Миней св. Дмитрия Ростовского (или теперь
из убогого мира марксистской иконографии) войдет в иной мир светской культуры.
А почему эти
светские "священные писания" народов, эти по-светски "библейские
и житийные" герои не только не сливаются (такое пожелание было бы
наивным), не только не гармонируют с миром новозаветным и церковным, но,
кажется, не имеют и надежды помышлять об этом? Тут трагическая тайна религии,
которую не затушевать и не разъяснить никакими апологетическими комментариями.
Как выражался В. В. Розанов, пред "моноцветком Иисусом" все полевые
лилии светской культуры суть тлен, прах и суета...
Но мы-то
земнородные и не по своей, а по Божьей воле творящие земную историю - мы-то не
перестанем -ибо не имеем никакого нравственного права перестать - нести эти
ценности светской культуры под знамя Христа и Церкви //По Пушкинской Науке, с
1920 года наступила эпоха просвещенности знаниями , эпоха Науки, а религия
на 314 год должна уйти в тень, так что про Церковь – это Карташев дал маху.
Пушкин и есть наш Христос, наш Пророк// в твердом уповании, что Господь
спасет и преобразит их, как и нас грешных, "ими же весть Он
судьбами". Когда и как? Тайна закрыта до времени, но должна открыться.
"Толците и отверзется"... И когда-то вся психея России и земной жених
ее - многогрешный раб //это уже следствие
лже-христианской
кривды в разуме Карташова. Нам нужно избавиться от заблуждений рабства в
нашем внутреннем образе. Русские – поистине Свободные люди, чистые проводники
Воли Небесной. А отношения с Отцом Небесным - РОДом – не как «хозяин-раб», а
как Любящего отца с любящим сыном, что полностью исключает рабство в любых
проявлениях// Божий Александр и все мы, "верные чада ее", войдем
в чертог брачный Жениха Вечного, Несравненного...
А пока в земном
нашем "странствии", мы идем под знаком земного избранника русского
сердца, нашего подлинного вождя и пророка.
Тайна
Пушкина - сверхлитературная,
тайна русская - пророческая.
06.12.2012 НовостиСвета
|