О том, что не стоит обращать внимание на «информационные фетиши»
Последние пара недель ознаменовались беспрецедентным информационным давлением на Россию. Чего тут только не было. И раздувание до небес военно-силовых инициатив прибалтийских стран, и шабаш вокруг развертывания объектов ПРО США в Европе, и новая волна «допингового скандала». Не забудем и откровенную провокацию генсека НАТО Йенса Столтенберга по созыву Совета Россия–НАТО. «Евровидение-2016» если что-то и показало, то только потерю чувства меры европейскими элитами. Ну, а шабаш вокруг выдачи Украине Надежды Савченко и комментировать трудно.
В современном информационном обществе можно сделать из мелкого события вселенски значимое, а действительно серьезное если не полностью замолчать, то вывести на информационные «задворки». Можно заслонить то главное, что происходит в сегодняшнем мире частоколом всяческой претенциозной и действующей на нервы ерунды, пусть даже и кажущейся «цивилизационно значимой», «судьбоносной», используя «знаковые» термины, на которые реагирует не только ухо обывателя, но даже мозг политика.
Посмотрите, как нас обкладывают разного рода словами-фетишами: «возвращение в «восьмерку», «восстановление партнерства», «безвизовый режим», «европейская цивилизация», «снятие санкций», «возвращение на финансовые рынки», «необходимость структурных реформ» и т.п. Но стоит начать разбираться, что же стоит за всеми этими терминами, что это означает на практике, «на пальцах», если хотите, как тут же выясняется, что за этими терминами — пустота. А главное — сразу понятно, что наши западные партнеры совершенно не готовы обсуждать вопросы взаимоотношений с Россией «по существу».
У Ильи Ильфа и Евгения Петрова находим преинтереснейшее замечание:
«Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны «Мертвые души», построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь «уйди-уйди», написана песенка «Кирпичики» и построены брюки фасона «полпред».
«Большой мир» современной России — это и космодром Восточный, и крымский мост, и удивительные сдвиги в сельском хозяйстве, и новые производства в промышленности, начинающие, несмотря на проблемы и неразбериху, давать отдачу. И даже новые трамваи и троллейбусы, которые появляются на российских улицах после долгого перерыва, — это тоже наш «большой мир». Это и вырисовывающийся новый облик нефте- и газопереработки. И новые инфраструктурные проекты. Да, много чего у нас в стране происходит интересного, причем практически каждый день.
Да, и танк «Армата», и ракета «Ярс» — это тоже из «большого мира». Более того, это инструменты «большого мира».
И разминированная Пальмира — это тоже часть «большого мира».
Наш российский «большой мир» в действительности и правда большой. И становится всё больше. Мы, находясь внутри этого мира и будучи по природе своей критически настроенными, не всегда отдаем себе отчет о масштабах перемен в посткрымской России. Нам хочется больше, быстрее, масштабнее и чтобы при этом обязательно кого-то регулярно сажали. Такие уж особенности у российского общественного мнения.
Но на Западе новый российский «большой мир» видят, и он Запад очень пугает. Нет, конечно, рассказы про «бензоколонку, притворяющуюся страной» будут продолжаться еще долго. Но не надо думать, что на Западе не осталось дальновидных людей, которые понимают, к чему всё идет. И это понимание начинает просачиваться даже в «официозные» экономические СМИ рассказами о том, как «без фанфар и лозунгов», но Россия постепенно меняется. И что вот-вот станет окончательно невозможно разговаривать с Москвой в формате «белых сахибов в пробковых шлемах», поучающих туземцев и выменивающих алмазы и золото на стекляшки.
А задумываемся ли мы, что это были за «стекляшки»? А «стекляшками»-то как раз были эти информационные «фетиши», вокруг которых десятилетиями велся постоянно «продуктивный и субстантивный», но всегда бессмысленный диалог с Западом и ради получения которых делались колоссальные уступки. И «безвизовый режим», и «вступление в ПАСЕ», да и многие раздутые до масштабов судьбоносных шагов проблемы оказались на поверку «пустышками».
Но уступки-то Россия делала реальные, иногда очень значимые, как, например, при вступлении в ВТО. И мы почти десятилетие потратили на «диалог» по этим пустяковым, в сущности, вопросам, постоянно «сближая позиции».
Такая практика не могла не нравиться нашим замечательным западным партнерам, и, конечно, они хотели бы вернуть нас к форматам «малого мира». Того самого, где песня «Кирпичики». Того, где «возвращение в «восьмерку», «восстановление партнерства», «безвизовый режим» и «снятие санкций». Нужно, чтобы мы считали, что конкурс «Евровидение» гораздо важнее «Иннополиса» в Татарстане, крупнейшего проекта последнего времени в России, а возможность некоторому количеству российских нуворишей без проблем съездить в Милан на распродажи — задача серьезнее развития российского ледокольного арктического флота. Да и бесконечное обсуждение «структурных реформ российской экономики», ласкающее слух наших западных партнеров, по сравнению с космодромом Восточный, новыми портами и суперсовременными судостроительными комплексами — это и есть тот самый «кричащий пузырь «уйди-уйди».
Это и есть тот самый «малый мир», который очень хотят выдать за «большой».
А нам нужно помнить одно: реальная жизнь, наша практическая деятельность всегда будет сильнее всех информационных манипуляций. Любой успех в реальной, практической жизни будет сокращать возможность навязывания нам информационных фетишей. Даже если это просто новый сорт сыра, который выпустил успешный фермер.
Так что российским СМИ надо меньше отвлекаться на разного рода «информационные пустышки», какими бы обидными они ни были. Контрпропаганда контрпропагандой, но реальная жизнь всегда интереснее, скажем, какого-то становящегося всё более нравственно «расхристанным» песенного конкурса в Европе. «Большой мир» — он прежде всего в России, а не за ее пределами. Просто нужно уметь его видеть и слышать и говорить прежде всего о нем, а не о фетишах и информационных фантомах. И еще — информационную войну можно проиграть тогда и только тогда, когда «за душой» нет ничего, кроме пропаганды.
А соринки из глаз, конечно, периодически придется вынимать. Такая уж нынче в мире погода. Ветер крепчает и приносит с собой много пыли и сорной травы.
Дмитрий Евстафьев,
политолог, профессор НИУ ВШЭ
izvestia
НС: Замечательно сказал. Прекрасно выявил стратегию жидовствующих - вводить в заблуждение пустышками, управлять отношением людей к разным событиям, переворачивая все с ног на голову. С точки зрения воплощения в жизнь событий важнее не то, как было в реальности, а то какое отношение у людей осталось в их внутреннем образе. В этом-то и состоит главный секрет пробуждения любого народа от сна заблуждений. Как только русский народ вспомнит, как можно управлять своей реальностью самостоятельно, управляя своим отношением к тем или иным событиям, в том числе историческим, тогда он действительно встанет с колен и пойдет своим Путем, который уже давно был указан русскими ясновидцами во главе с Пушкиным А.С., основоположником русского мировоззрения, - того как стоит смотреть на мир настоящем русскому человеку, чистому сердцем, разумом и душою.
Хорошо не там где нас нет, хорошо наступает там, где мы есть - там где возродился русский дух
ВМЛ: Лучше не скажешь! Там хорошо, где мы, русские, начинаем творить новую жизнь!
Газовые иллюзии провашингтонской Евросоюзии
НС: "До поворотного момента в 2018 году у Запада остается все меньше времени и возможностей. Это понимают и в Вашингтоне, и в Брюсселе. Поэтому Европе не видать ни стабильного прибавления энергоносителей, ни мира, ни спокойствия: впереди ожидают и новые печенюшки от Нуланд, и старые фантазии помощников на Псакиной должности" - да, впереди европейцев ожидает падение западной империи. Европейские, американские и прочие западные элиты сами стремительно приближают и ускоряют это падение.
|