Инсайт: "Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых или сотни и тысячи исследователей, придерживавшихся господствующих взглядов". Владимир Иванович Вернадский
НС: Полностью согласен с автором. О роли Личности в истории писал Пушкин А.С.:
«Во все времена, – говорит Пушкин в беседе со Смирновой, – были избранные, предводители; это восходит до Ноя и Авраама… Разумная воля единиц или меньшинства управляла человечеством. В массе воли разъединены, и тот, кто овладел ею, – сольет их воедино. Роковым образом, при всех видах правления, люди подчинялись меньшинству или единицам, так что слово «демократия», в известном смысле, представляется мне бессодержательным и лишенным почвы. У греков люди мысли были равны, они были истинными властелинами. В сущности, неравенство есть закон природы. Ввиду разнообразия талантов, даже физических способностей, в человеческой массе нет единообразия; следовательно, нет и равенства. Все перемены к добру или худу затевало меньшинство; толпа шла по стопам его, как панургово стадо. Чтоб убить Цезаря, нужны были только Брут и Кассий; чтобы убить Тарквиния, было достаточно одного Брута. Для преобразования России хватило сил одного Петра Великого. Наполеон без всякой помощи обуздал остатки революции. Единицы совершали все великие дела в истории…
«… Воля создавала, разрушала, преобразовывала… Ничто не может быть интереснее истории святых, этих людей с чрезвычайно сильной волей… За этими людьми шли, их поддерживали, но первое слово всегда было сказано ими. Все это является прямой противоположностью демократической системе, не допускающей единиц – этой естественной аристократии. Не думаю, чтоб мир мог увидеть конец того, что исходит из глубины человеческой природы, что, кроме того, существует и в природе – неравенства»
Д.С. МЕРЕЖКОВСКИЙ «ПУШКИН»
«Какая разница между героем и поэтом? По существу – никакой; разница – во внешних проявлениях: герой – поэт действия, поэт – герой созерцания. Оба разрушают старую жизнь, созидают новую, оба рождаются из одной стихии… Герой есть помазанник рока, естественный и неизбежный владыка мира… Но, к счастью для толпы, явление пророков и героев самое редкое из всех явлений мира. Между двумя праздниками истории, между двумя гениями, царит добродетельная буржуазная скука, демократические будни.»
Д.С. МЕРЕЖКОВСКИЙ «ПУШКИН»
«Я утверждаю, – говорит Пушкин у Смирновой,- что Петр был архирусским человеком, несмотря на то, что сбрил свою бороду и надел голландское платье… без Петра не могло быть воплощения русского созерцания в Пушкине, без Пушкина Петр не мог быть понят, как высшее героическое явление русского духа. Пушкин не закрывает глаз на недостатки и несовершенства своего героя…. Петр был революционер-гигант, но это гений, каких нет»…. Петр есть в одно и то же время Робеспьер и Наполеон (воплощенная революция)». «Петр не успел довершить многое, начатое им,- говорит поэт, – он умер в поре мужества, во всей силе творческой своей деятельности, еще только в пол-ножны вложив победительный свой меч». Эти слова могут относиться и к самому Пушкину».
«Пушкин первый доказал, что в глубине русского миросозерцания скрываются великие задатки будущего Возрождения-той духовной гармонии, которая для всех народов является самым редким плодом тысячелетних стремлений».
Д.С. МЕРЕЖКОВСКИЙ «ПУШКИН»
|